Новости
17 мая 2018, 21:04

Берите мастерки и кисти! Движение «Том Сойер фест» начало набирать обороты в Магнитогорске

Фото: участники магнитогорского «Том Сойер феста» на своем первом субботнике, vk.com/tsfmgn

Магнитогорск. Магнитогорский "Том Сойер фест" следует заветам самарских создателей движения, которые восстанавливают историческую архитектурную среду.

Самарский опыт на магнитогорской почве

Этот социальный проект зародился в Самаре, в центре которой расположено много старинных деревянных домов. Их реставрацией никто не занимается, и потому прекрасные образцы деревянного зодчества XIX века медленно ветшают и разрушаются. В 2015 году у инициаторов «Том Сойер феста» возникло желание привести в порядок хотя бы несколько таких зданий. Ребята взяли в руки скребки, молотки, кисти и принялись за работу. Как в классическом произведении Марка Твена, их энтузиазм был настолько впечатляющим, что идеей заражались многие люди, даже просто проходящие мимо. В отличие от главного героя повести, активисты не стали обладателем ни стеклянных шариков, ни дохлых крыс на веревочке – но они, да и вся Самара приобрели гораздо большее: красивые дома, мимо которых приятно пройти, и чувство удовлетворения от прекрасно выполненной работы.

Так участники движения реставрируют дома в Самаре. Фото из группы самарского отделения

Движение стало настолько увлекающим, что к 2018 году им заразились участники из 30 городов России. Благо по соцсетям сейчас очень быстро распространяется не только всякая зараза, но и добрые идеи. Были среди «инфицированных» и две наши землячки, педагоги МГТУ Наталья Колкатаева и Екатерина Бессмертных . В марте они побывали на обучающем семинаре от инициаторов «Том Сойер феста» и решили воплощать идею в Магнитке.

Наталья Колкатаева выступает на встрече волонтеров в Самаре. Фото из группы самарского отделения

В нашем городе ситуация несколько иная, чем в Самаре: у нас практически нет старинных частных домов, которые срочно нужно спасать. При этом нуждается в восстановлении большое количество знаковых зданий в Ленинском районе и на левом берегу. Когда Наталья и Екатерина начали обдумывать, к чему в первую очередь хотелось бы приложить руки, взор упал на здание по улице Уральской, 36, официально считающееся первым капитальным домом на правом берегу. Если само огромное здание периодически красят и штукатурят (хотя, как говорят местные жители, после последнего ремонта оно начало осыпаться уже через 1,5 года), то находящаяся возле него балюстрада с лестницей не обновлялась многие десятилетия и давно пришла в удручающее состояние.

Балюстрада рядом с домом по Уральской, 36. Фото: Динара Воронцова

Я б в «Томы Сойеры» пошел..

«Задача фестиваля – обратить внимание горожан на это знаковое место, дать им возможность почувствовать себя жителями Магнитогорска, города с уникальной архитектурой, культурой, со своей историей. Мы собственным примером хотим показать, что можно не оставаться в стороне, а что-то менять прямо здесь и сейчас, – говорит Екатерина Бессмертных. – Вы не представляете, сколько людей откликнулось на эту идею».

Действительно, очень быстро вокруг Натальи и Екатерины образовалась инициативная группа: студенты вуза, фотографы, представители строительных организаций, ТОСа и управляющей компании, да и сами жильцы дома. В «Томы Сойеры» принимают и тех, кто готов поделиться идеями, и тех, кто хочет поработать руками. Перед Первомаем участники магнитогорского «Том Сойер феста» решили сделать первый шаг в сторону красоты и благоустройства: провести субботник. В дальнейшем предполагается, что эта территория станет, как теперь модно говорить, точкой притяжения для любителей настольных игр, музыкальных и литературных вечеров, фотосессий, да и просто прогулок по прекрасной исторической части города.

Более 30 волонтеров, полных решимости улучшить городскую среду, собрались в историческом месте города. Мужчины, женщины, дети вооружились граблями и метлами, любезно предоставленными местным домоуправлением, и убрали придомовую территорию.

Участники фестиваля смогли увидеть исторические снимки этого дома. Фото: группа магнитогорского отделения феста

«В это время я старательно прикрепляла исторические фото этого места к дереву, борясь с сильным ветром, – пишет на своей странице одна из участниц акции, руководитель Некоммерческой организации содействия благополучию семьи "Открытый институт проектирования" Ирина Бузунова . – И я понимаю, что, возможно, это была символичная борьба: сдувающий историю и ценности прошлого ветер, и я, несмотря на это, медленно продвигаясь, стараюсь закрепить эти ценности, сохранить, продвинуть, дать шанс быть замеченными...

В этом есть один из ключевых смыслов "Том Сойер Феста": через простые действия по восстановлению городской среды менять сознание горожан, воплощать новые принципы жизни: не ожидание и обвинение других в бездействии, а свои созидательные усилия по преображению места вокруг...»

Отмечу, что НКО «Открытый институт проектирования» принимает участие не только в «Том Сойер фесте»: не так давно эта организация выиграла в конкурсе субсидий Министерства социальных отношений Челябинской области с проектом изменения отношения населения к городской среде «Город моих возможностей». Благодаря областному гранту будет разработаны десять программ экскурсий по городу и составлены десять путеводителей по этим программам. Отметим, что на общественных началах активисты НКО уже организовывали экскурсии прошлым летом для всех желающих. В дальнейшем представители «Открытого института проектирования» проведут обучение для педагогов городских школ, так как главная задача проекта – вовлечь в занимательное краеведение как можно больше магнитогорцев всех возрастов.

Участники феста убирают территорию по улице Уральской, 36. Фото: vk.com/tsfmgn

Проходящие мимо жители оказывали волонтерам в основном моральную поддержку. Все – за исключением Надежды Лебедевой . Надя живет в доме по улице Уральской, 36 с 1985 года, а ее родные – с 60-х годов, поэтому ко всему, что происходит с этим зданием, она более чем не равнодушна.

«Дом исторический, красивый, но даже на его покраску не находят ни возможностей, ни средств: за сорок лет ремонт фасада был всего один раз, – с сожалением рассказывает Надежда. – Еще лет десять назад у меня была такая мысль: дали бы мне краски и кисть, и я сама бы взялась его покрасить. И вот нашлись люди, которые воплощают мои мечты в действие!»

Пока мы бок о бок гребли граблями, Надежда много рассказывала об этом доме, о своем детстве, проведенном в нем. Оказывается, еще в 80-е годы здесь были коммуналки, а сейчас самая большая квартира – над аркой – шестикомнатная.

После работы все участники акции собрались в местном домоуправлении, чтобы согреться от пронизывающего апрельского ветра, посмотреть фильм о движении «Том Сойер фест», а заодно попить чаю с вкусной выпечкой, которую принесли инициаторы сего действа. Отмечу, что инженер ЖЭУ-4 Наталья Морозова, с большим интересом отнеслась к идее фестиваля, пообещала обсудить с руководством управляющей компании возможность поддерживать организаторов и в дальнейшем.

В фильме самарские активисты рассказывают о начале движения

Магнитка как идеальный город

«Том Сойер фест» – не просто субботник, мероприятие подразумевает не только работу руками, а выступление лекторов, музыкантов, всех, кто хочет и может поддержать идею любым способом. Лекция об истории архитектуры Магнитогорска от педагога детской художественной школы Марии Лебедевой и преподавателя МГТУ Натальи Колкатаевой стала настоящим гвоздем программы фестиваля.

Посмотрите, как менялся вид Ленинского района

Памятники и архитектура города были темой научных работ Марии во время ее учебы в институте, а диплом так и назывался «Магнитогорск – идеальный город». Собранная ей информация весьма интересна.

«Магнитка – первый социалистический город, который был построен в Советском Союзе с «нуля», поэтому он строился как идеальный город, – рассказывает Мария. – Было создано 16 достаточно утопических проектов, которые относятся скорее к «бумажной архитектуре». Это проекты не только никогда не были воплощены в жизнь, но даже не все остались на бумаге: сохранилось только восемь из них. Более того, жизнь большинства создателей этих проектов закончилась печально: многие из них были сосланы, а кто-то и расстрелян. Властям не нравились утопические идеи, мало общего имеющие с реальностью: нужно было строить город, жилье для рабочих, и бытовые проблемы в итоге победили смелые архитектурные идеи».

Наверное, в этом есть разумное зерно: когда люди живут в палатках и бараках, умирая тысячами от ужасных условий, не до оригинальных проектов.

Проект города. Фото: vk.com/magnitogorskoldfoto

Однако именно в такие тяжелые времена люди ярче всего загораются мечтой. Среди участников конкурса на генпроект первого социалистического города были такие известные московские и ленинградские архитекторы как Леонидов, который предлагал построить Магнитогорск в виде длинного шоссе, вдоль которого будут установлены высотки, практически небоскребы, перемежающиеся с зеленой зоной и коттеджами. Мария отметила, что на протяжении всей истории Магнитки было немало желающих построить город-сад, что не всегда вяжется ни с нашим климатом, ни с первоочередными задачами по обеспечению жильем трудящихся. Был интересный план, по которому от ММК тянулись на много километров в разные стороны «щупальца» дорог, вдоль которых стояли двухэтажные домики. При этом не учитывались ни рельеф местности, ни сложность доставки к цехам рабочих. Сохранились проекты этих домов: на втором этаже квартиры, а на первом – гаражи для личного транспорта. В те времена это казалось смешным – на всю стройку было несколько автомобилей, а сейчас, проходя сквозь заставленные транспортом дворы, многие горожане оценили бы по достоинству проекты, опередившие время лет на 70.

Уральский «Город солнца»

Пока архитекторы предавались утопическим мечтам, люди обеспечивали себя жильем сами, копая землянки и строя бараки, поэтому требовалось найти более реалистичное решение поставленной задачи. В 1932 году был проведен еще один конкурс, одним из его участников стал московский архитектор Сергей Чернышев , который хоть и не выиграл, но оказал значительное влияние на облик города. Кстати, по его проекту было построено здание Индустриального техникума, располагающееся на левом берегу. Сейчас оно заброшено и постепенно разрушается, несмотря на имеющийся статус памятника истории: из него было призвано на фронт десять магнитогорцев – Героев Советского Союза.

Сергей Егорович проработал в Магнитогорске буквально несколько лет, а потом стал главным архитектором Москвы. Он был автором генплана столицы 1935 года, в составе авторского коллектива разрабатывал проект МГУ, и, что интересно, сам будучи выходцем из простой крестьянской семьи, положил начало целой династии знаменитых архитекторов. Так, его внук Александр Кудрявцев , долгое время возглавлял Российскую академию архитектуры, а его правнук, Петр Кудрявцев – один из создателей знаменитого московского парка Зарядье.

Сергей Чернышев предложил строить Магнитку на правом берегу Урала, причем застройка должна была быть достаточно монотонной, состоящей из одинаковых районов, в которых планировались как жилые и общественные помещения, так и зоны обобществленного быта: столовые, прачечные. Однако в жизнь, хоть и частично, воплотился проект его соперника, немецкого архитектора Эрнста Мая, которому к тому времени в Германии уже удалось успешно воплотить свои идеи линейной застройки.

Улица Пионерская, фото: vk.com/magnitogorskoldfoto

По проекту Эрнста Мая город должен был тянуться на 16 км от комбината на юг вдоль реки Урал. При этом дома должны были четко сориентированы по сторонам света, чтобы все окна выходили на запад или восток и стоять строго параллельно на определенном расстоянии друг от друга, чтобы не перекрывать солнечный свет. Когда проходишь по улицам Маяковского, Пионерской, через эти огромные дворы, заполненные зеленью и шумом детворы, как будто действительно попадаешь в своеобразную утопию.

В городском видеоархиве хранятся уникальные кадры 30-х годов, которые могут предоставить всем желающим возможность ощутить себя человеком, впервые заселившимся в первые дома первого построенного жилого квартала Магнитки: светлые здания, фонтаны, статуи, робкие стволики ныне огромных деревьев… А сейчас мы понимаем, что застроенные таким образом кварталы продуваются всеми степными ветрами, что дома строились наспех, из некачественных материалов, и, несмотря, на то, что на протяжении последнего десятилетия их пытаются внести в список архитектурного наследия ЮНЕСКО, разрушаются так активно, что жить в них практически невозможно.

Улица Пионерская в наше время. Фото: Динара Воронцова

Немецкий архитектор ставил перед собой задачу максимально обеспечить строителей города индивидуальным жильем, о чем «простые смертные» тогда могли только мечтать. Поэтому квартирки в его домах по улице Пионерской были крохотными: однокомнатными, без отдельных кухонь. Но и эти квартирки руководители Магнитостроя сделали коммуналками, поставив рядами кровати и заселив туда максимально возможное количество людей, при этом упрекая Мая в создании слишком неудобного, тесного для трудящихся жилья, растрате социалистической собственности и вредительстве. Вторым упреком были глухие, без окон, торцы, выходящие на улицу и не предоставлявшие рабочим смотреть на проходящие мимо демонстрации.

В 1934 году, после визита Серго Орджоникидзе, которому категорически не понравилась застройка Соцгорода, Эрнста Мая изгнали из Магнитки и из страны. Впрочем, к его счастью. Один из партийных деятелей того времени говаривал: как жаль, что он уехал, мы бы его расстреляли.

Социалистический ампир

Учитывая печальный опыт, было решено застраивать город кварталами-коробками, что хотя бы как-то спасало от ветра. Строится длиннейший на левом берегу проспект Пушкина, а в конце 1930-х принято решение перебраться на правый берег Урала. И тут вспоминают об авторе еще одного проекта – архитекторе Борисе Данчиче, который еще в начале 30-х начал проектировать застройку правобережья в виде сетки улиц со своими «меридианами» – нынешние проспекты Ленина (тогда – Сталина), К. Маркса и улица Советская и «широтными осями», сбегающими поперек них к Уралу. Правый и левый берега объединил Центральный переход, который символично переходит в проспект Металлургов и оканчивается на ступенях МГТУ, по сути, соединив научный и промышленный центры города.

Еще один проект города. Фото: vk.com/magnitogorskoldfoto

Воплощение идей Данчича началось еще перед войной, именно тогда в Магнитогорске начал расцветать «сталинский ампир», который зародился как раз в 30-е годы и развивался вплоть до середины 50-х. Своеобразным «водоразделом» архитектурных стилей стала улица Ленинградская, в те годы – Жданова.

Само слово «ампир» обозначает «имперский». Казалось бы, откуда столь «несоциалистический» стиль мог бы появиться в стране рабочих и крестьян? Однако главная задача сталинского ампира была отражать благополучие советского человека. Быть может, в чем-то это была только мечта о благополучии, и часто картины изобилия, которыми богата лепнина домов Ленинского района, шли вразрез с нищим бытом людей, однако это была прекрасная мечта будущего города-сада. Именно она вдохновляла первостроителей «сажать» воспетые Александром Лозневым железные пальмы, а затем разбивать парки и скверы, украшать дома вазонами и балюстрадами, строить новые кварталы даже в тяжелые годы войны.

Четкая выдержанность архитектурного стиля роднит Магнитогорск с Санкт-Петербургом: ленинградские архитекторы внесли огромный вклад в создание облика нашего города. И мы можем удивиться, найдя в северной столице практически родные места. Тема разбегающихся от центра-площади лучей-улиц нашла широкое воплощение в исторической части обоих городов. Так улицы-оси, выходящие на площадь Носова, практически как трезубец петербургского Адмиралтейства, притягивают внимание к центру композиции – панораме комбината, напоминая о самом главном объекте города.

Первый дом – не первый?

Вместе с Марией мы подошли к цели нашего маршрута – историческому дому № 36 по улице Уральской. Он знаменит не только тем, что считается первым капитальным домом правого берега (хотя есть информация, что и до него на правом берегу были построены каменные дома, а висящая на нем табличка ошибочна, поправляет Наталья Колкатаева), и даже не своей потрясающей для архитектуры того времени длиной в 820 метров.

Уральская, 36 тогда и сейчас. Фото: vk.com/magnitogorskoldfoto, Динара Воронцова

Именно перед ним 23 июня 1941 года состоялся митинг строителей. Прямо на площади был поставлен стол, к которому подходили молодые рабочие и записывались на фронт, буквально отсюда многие из них сделали шаг на дорогу, с которой не было возврата. В годы войны мужское население города составляло порядка 50 тысяч человек, 35 тысяч из них ушли на фронт в первые же дни войны.

Районы ниже улицы Уральской, так называемые «Немецкие кварталы», начали строиться в конце Великой Отечественной войны. Они были спроектированы в 1943-45 годах ленинградскими архитекторами Симоновым, Левинсоном и Олем, находящимися в эвакуации в Свердловске и должны были символизировать освобожденные Красной Армией города Европы, поэтому их домики так похожи на европейские. Однако этот проект тоже не был воплощен до конца: руководство города посчитало, что такие «легкомысленные» домики не для нашего сурового уральского города.

Вид на немецкий городок. Фото: vk.com/magnitogorskoldfoto

Мария Лебедева отметила: несмотря на то, что не все идеи архитекторов удалось воплотить в жизнь, Магнитогорск можно назвать городом-музеем под открытым небом. Его застройка велась планомерно от севера к югу, поэтапно воплощая все тенденции развития отечественной архитектуры от 30-х годов до наших дней, и гуляя по Магнитке, можно совершить своеобразное путешествие во времени.

Инициаторы «Том Сойер феста» приглашают горожан поделиться фотографиями, сделанными возле дома №36 по улице Уральской: может быть, кто-то снимал здесь свадьбы, делал семейные снимки.

По кадрам будет интересно проследить, как изменялся вид лестницы и арки, как люди одевались, как они веселились, как праздновали, почему они здесь фотографировались. Фотографии можно отправлять в группу движения https://vk.com/tsfmgn .

Даст ли город мастерок активистам?

Насколько воплотимы подобные инициативы активных горожан, и какова дальнейшая судьба подпорной стенки, балюстрады и вазонов, украшавших когда-то территорию у дома №36 по улице Уральской, а теперь вызывающих лишь печаль по былому, спросила я у главного архитектора Магнитогорска Дмитрия Хоменко .

«О необходимости восстанавливать этот объект речь шла еще в прошлом году, – сообщил он. – Мы провели обследование, там не все так просто: трещины ушли глубоко в фундамент подпорной стенки и косметическим ремонтом не обойтись, нужно укреплять всю конструкцию. Что же касается подобных инициатив, то мы, конечно, от помощи не отказываемся, главное, чтобы не испортили ничего: пока сложно судить об их возможностях и профессионализме. В Ленинском районе есть немало полуразрушенных архитектурных элементов, которые можно восстановить силами энтузиастов. Поэтому мы могли бы предложить им для начала взяться за какую-нибудь арку или, например, забор вдоль сквера Горького, попробовать себя».

Уральская, 36. Фото: Динара Воронцова

Отметим, что администрация города взяла устойчивый курс на реставрацию шедевров зодчества Ленинского района. При этом фасады многоквартирных домов восстанавливаются в рамках программы капитального ремонта, а вот на малые архитектурные формы не всегда хватает возможностей, однако постепенно и им будет уделено внимание, утверждает начальник управления капитального строительства и благоустройства Александр Печкарев .

«Буквально на днях мы вместе с заместителем главы были возле дома по улице Уральской, 36, – говорит он. – Проводили совещание со специализированными службами, в том числе – по зеленым насаждениям, сейчас обсчитывается смета работ по реставрации. Кроме подпорной стенки нужно восстановить частично кирпичную кладку и многое другое, нужно заказывать вазоны, потому что они не все сохранились. Потом будем решать вопрос с финансированием».

Александр Печкарев также положительно отнесся к инициативе активистов. Взаимодействие бизнеса и власти через участие некоммерческих организаций и волонтерских движений всегда приводит к хорошим результатам, подчеркнул он.

Будем надеяться, что идея найдет свое воплощение, мы будем следить за судьбой проекта.

Наталья ЛОПУХОВА / Служба новостей «МР» © Фото: участники магнитогорского «Том Сойер феста» на своем первом субботнике, vk.com/tsfmgn
comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg