Новости
27 марта 2018, 21:35

Большой юбилей. Праздник отмечает магнитогорский драматический театр

Фото: Игорь ПЯТИНИН

Магнитогорск. Магнитогорская драма отмечает 80-й юбилейный сезон.

Театр без границ…

Начало постсоветской эпохи в Магнитогорском драмтеатре было ознаменовано приходом на пост директора Владимира Досаева и приездом в Магнитогорск актеров душанбинского театра-студии «Полуостров» во главе с главным режиссером Валерием Ахадовым .

Часть актеров пришла в новую труппу из старого магнитогорского театра. После «перезагрузки» учреждение стало муниципальным и получило название «Нового экспериментального драматического театра».

То были 1990-е годы, ситуация в театре, да что там в театре, − в стране складывалась очень непростой. Однако, несмотря ни на что наш драмтеатр вскоре вошел в число самых интересных коллективов России.По версии влиятельного журнала «Forbes» он и по сей день − в десятке наиболее интересных провинциальных театров России, посещение его рекомендовано иностранцам, приезжающим в нашу страну.

Впрочем, термин «провинциальный» к нашему театру никогда не относили. Еще в 1990-е здесь кипели страсти совсем не периферийного порядка. В драме воплотили совершенно невероятные по тем временам проекты – международный фестиваль «Театр без границ», собиравший в Магнитке театры России и зарубежья, кинофестиваль мелодрамы «Хрустальная слеза», активно развивали международное сотрудничество. Тогда на магнитогорской сцене работала французская актриса Анн Сельер , блистала звезда театра и кино Франции Анни Жирардо , ставила хореографические номера американка Марта Мейсон . А в 1997 году к театру вернулось его имя – имя великого классика Александра Пушкина.

Еще в 1990-е наша драма представляла свои работы практически на всех российских театральных фестивалях. Постановка «Кто боится Вирджинии Вульф» (режиссер Виктор Шрайман ) была номинирована на «Золотую маску», одним из успешных проектов оказался мюзикл «Человек из Ламанчи» (режиссер Борис Цейтлин ), о котором и сегодня вспоминают зрители.

Знаменательной вехой для театра стал спектакль «Гроза» в постановке петербуржца Льва Эренбурга , получивший в 2008 году высшую театральную награду – «Золотую маску».Это было начало триумфального шествия спектакля по многим странам мира, порой наши актеры представляли российское театральное искусство на той же сцене, где шли работы величин мирового уровня.

Большой удачей стали спектакли «Бег» в постановке Марины Глуховской , перешедший в разряд культовых постановок, «Время женщин» в постановке главного художника драмы Алексея Вотякова , демонстрировавшийся в рамках программы «Маска плюс». Одной из ярких страниц в истории драмы, несомненно, оказалась совместная музыкально-драматическая постановка драмы и театра оперы «Амадеус», над которой в качестве режиссера работала незабвенная Анн Сельер, – для города и театра проект уникальный.

Среди успехов театра можно назвать «Женитьбу» в постановке Алексея Вотякова, вошедшую в лонг-лист «Золотой маски», несомненный хит − музыкальная комедия «Ханума» питерского режиссера Марии Большаковой .А в будущем сезоне магнитогорские зрители вновь увидят на сцене драмы работу бывшего главного режиссера театра, ныне известного киноактера Сергея Пускепалиса по пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь», которая тоже обещает быть фееричной.

В последние годы магнитогорский театр активно участвует в престижных российских и международных фестивалях, а благодаря федеральной программе «Большие гастроли» Министерства культуры РФ его спектакли увидели жители городов России и ближнего зарубежья.

… И театр за гранью возможного

С 2012 года на посту главного режиссера Магнитогорского драматического театра работает Максим Кальсин , ученик Камы Гинкаса и Карена Шахназарова. Театральные постановки Кальсина увидели свет на сценах многих театров России, на магнитогорской Максим Георгиевич впервые поставил спектакль в 2004 году – это был «Полковник Птица» по Христо Бойчеву, затем последовала масштабная постановка «Ромео и Джульетта», вышедшая в 2011 году.

Среди творческих пристрастий режиссера Кальсина – не только бессмертная классика, но и современная зарубежная и новая российская драматургия, а также современная проза. «Кальсинский» период в драме, в течение которого в целом увидели свет 25 премьер в постановке различных режиссеров, примечателен, в частности, проведением уникальной для российского театра Театральной лаборатории по современной отечественной прозе. В результате репертуар обогатился интереснейшими спектаклями по прозе нашего современника Захара Прилепина, а сам писатель стал частым гостем театра. Вторая лаборатория, посвященная театру для подростков, ознаменована показом эскизов по последней книге о Гарри Поттере, написанной Джоан Роулинг специально для театра, – подобный опыт был на тот момент только у лондонского театра.

Накануне юбилея театра мы говорили с Максимом Кальсиным о сегодняшнем дне магнитогорского драмтеатра и мечтали о его будущем.

- Максим Георгиевич, вы как главный режиссер пытались осмыслить место магнитогорского драмтеатра в современном российском театральном пространстве?

− Сложно давать оценку и при этом не оказаться куликом, который хвалит свое болото. Но по единодушному мнению режиссеров, которые работали в нашем театре, – а имена Бориса Цейтлина, Вячеслава Кокорина, Льва Эренбурга, Григория Козлова и ряда других очень значимы для России, – это очень хороший театр с сильной труппой и режиссерской составляющей, высокой постановочной культурой. Я часто слышу о нашем театре, что он не провинциальный по сути, отмечают его высокий творческий уровень и на гастролях. Хотелось бы продолжить лучшие традиции, сохранять достигнутую творческую высоту и «интеллигентность» нашего театра – это касается актерской работы, отношения к профессии.

Да и магнитогорский зритель, увидев работы приезжих именитых театров, которые идут на сцене драмы благодаря «Большим гастролям», нередко отмечает, что наш театр готовит постановки не хуже, а порой и лучше. Не думаю, что это местечковый патриотизм, все-таки надеюсь, что это показатель высокой планки. К этому относятся как к норме, хотя это удивительная вещь – такой интеллигентный, интересный, уровневый театр в рабочем городе…

С одной стороны, некоторое противоречие в том, что театр губернского уровня существует в статусе муниципального, есть, с другой стороны, почему бы и нет? Наш театр живет в рамках «невозможности», в этом есть некая тайна, притягательность, красота. Видимо, гений места помог, ведь и Магнитогорск вообще – «город невозможного», он начинался как утопия, что-то нереальное.

- Как бы вы обозначили «творческую стратегию» театра?

− Поскольку наш театр в городе – единственный драматический, он играет «градообразующую» роль, есть необходимость выстраивать репертуар в виде «слоеного пирога», чтобы были постановки для разного зрителя. Конечно, есть и минусы у такого «салата», ведь у отдельного блюда всегда более тонкий, изысканный вкус. Интересна новая драматургия и, может быть, даже проза – то, что происходит сейчас. Будет расти детский, подростковый репертуар.

Есть желание ездить на гастроли и фестивали, хочется прорывов, и даже есть мечта возродить традицию проведения театрального фестиваля здесь, у нас. Этого достойны и театр, и город. Это мог бы быть другой фестиваль, совершенно уникальный для России, у нас есть на этот счет некоторые мысли.

− В недалеком будущем, возможно, здание драмтеатра ждет капитальный ремонт. Что значит это для театра, его коллектива, зрителей?

− Это, конечно, значительно облегчит жизнь коллектива и сделает театр более притягательным для зрителей, сюда будет приятно приходить. Гости из других городов отмечают, что все происходящее на нашей сцене прекрасно, но все остальное оставляет желать лучшего. Театр все-таки – визитная карточка Магнитогорска, некий показатель его имиджа, и вопрос проведения ремонта, конечно, назрел.

− Максим Георгиевич, могли бы вы немного приоткрыть тайны предстоящего юбилейного торжества в театре?

− Юбилейный вечер, который мы приурочили ко Дню театра, будет построен по хронологическому принципу. Праздник коснется всей истории театра на магнитогорской земле, начиная с 1930 – 1931 годов. Напомним зрителям об основных вехах – советском театре, театре 1990-х годов, история которого связана с труппой из Душанбе, будут исторические блоки, посвященные «Человеку из Ламанчи», периоду руководства Сергея Пускепалиса, спектаклям «Гроза», «Бег», современному периоду. Прозвучит много воспоминаний, теплых слов, мы покажем фотослайды. По возможности каждый исторический блок будет представлен нашими гостями – ждем бывшего главного художника и одного из основоположников театра 1990-х Вячеслава Виданова, режиссера «Грозы» Льва Эренбурга и других известных людей. Те, кто не смог приехать, пришлют свои видеообращения и поздравления. Это будет теплый праздник с нотками ностальгии. Мы постараемся наиболее полно охватить историю театра и вспомнить тех, кто к ней причастен.

Об истории театра вы можете прочитать на страницах 6 и 7 номера «Магнитогорского рабочего» за 23 марта .

Елена КУКЛИНА / Служба новостей «МР» © Фото: Игорь ПЯТИНИН
comments powered by HyperComments

Интересное
Загрузка...









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg