Новости
27 ноября 2017, 21:46

Безопасность или скорость. Замена лифтов в Магнитогорске – хождение по мукам

Фото: Динара ВОРОНЦОВА

Магнитогорск. В 79 домах в Магнитогорске до нового года должны были появиться новые лифты – всего 342 подъемника. Однако на практике оказалось, что система контроля безопасности срывает все сроки, и сотням магнитогорцев, включая мам с колясками и пенсионеров, приходится месяцами заниматься ненужной им физкультурой.

Начиналось красочно. В Магнитогорске под замену пошли 342 лифта – впервые в современной городской истории. Масштаб работ поражал еще больше, когда в августе – а тогда и заключались договоры с регоператором по итогам аукционов – решили завершить работы до конца года. Успеть все за пять месяцев? Серьезно?

В программу попали 79 домов. При этом уже на первых объектах возникли задержки.

На 25 ноября, по данным регоператора капремонта, в Магнитогорске из 342 лифтов, запланированных к замене в 2017 году, 36 запущено в работу.

«По 54 лифтам, принятым комиссионно, документы направлены в управляющую компанию, которая обязана в соответствии с правилами организации безопасного использования и содержания лифтов направить в адрес Ростехнадзора уведомление о вводе объекта в эксплуатацию», – объясняет регоператор.

Одна из компаний-подрядчиков – ООО «Лифт» – от комментариев воздержалась. На диалог пошли представители ООО «Жилкомсервис» – второго подрядчика, выигравшего аукцион на установку подъемников в новых районах. А у них, на минуточку, 269 лифтов. И, как и полагается, по статистике – больше всего проблем.

«Думали, успеем…»

Наши собеседники – директор ООО «Жилкомсервис» Олег Данилов и помощник директора Михаил Горбунов.

– Олег Владимирович, когда вы выигрывали тендер в сентябре, вы были уверены, что успеете к концу года?

– Мы рассчитывали, что успеем. И график был производства работ такой, что мы должны успеть. Но вот эти проверки, комиссии…

Отчасти, объясняет Данилов, потому что в прошлом году в сроки уложились. Но тогда и лифтов было в разы меньше – 69 единиц – и комиссий на одну, строительную, меньше.

Сначала компания выиграла аукцион, потом заключила договор с регоператором, затем – с поставщиком оборудования – и только после этого зашла на объект. На все, как ни странно, ушло время.

ООО «Жилкомсервис» к 22 ноября завершил работу по 131 лифту: 21 лифт управляющие компании уже запустили, 110 – проходят комиссию. Еще 90 подъемников компания обещает закончить до конца года. По 48-ми лифтам вопрос решается.

Слухи о снижении цены аукциона на 40% Олег Данилов опроверг: «Жилкомсервис» «упал» процентов на 20–25.

– Снижение было в рамках достигнутых договоренностей с поставщиками оборудования, – добавил директор.

Причина№ 1: дефицит кадров

Найти профессионалов в области замены лифтов оказалось непросто.

– Специалистов по лифтовому оборудованию в городе не так много, – говорит Олег Данилов. – Одновременно по всей России меняют лифты – мы не один город. Москва, Санкт-Петербург, Челябинск – везде по стране. А специалистов – считанные единицы, ничего страшного и зазорного нет, что приезжают из Беларуси, Донецка.

Бригада состоит из минимум двух монтажников, наладчиков, связистов и строителей. Работают по отдельности, друг за другом. Олег Данилов объясняет: технология сборки предполагает последовательные этапы работы. Нельзя завести монтажников одновременно со связистами, нельзя работать одновременно сверху и снизу и «на девяти этажах стоять и что-то делать». Несколько человек в лифт входят только для строительных работ: штукатурят кабину, занимаются отделкой в машинном отделении и приямке лифта. Это отдельные бригады. Они приступают к работам, когда лифт готов.

Из письменного ответа регоператора: «Режим работы бригад определяется самой подрядной организацией, по согласованию с жильцами дома. С учетом того, что собственники многоквартирных домов заинтересованы в сокращении сроков работ по замене лифтов, работы ведутся и в выходные дни (с 10.00 до 22.00) и в вечернее время будних дней (до 21.00), но при этом обязательно соблюдается так называемый "режим тишины"»

Мало кому из жильцов, попавших под замену лифтов в Магнитогорске, это объяснили. У некоторых сложилось впечатление, что работы не ведутся. На самом же деле, после монтажа лифта в шахте остается наладчик, который тихо настраивает оборудование.

– По технике безопасности в шахте лифта одновременно может находиться только один человек! – повторяет Данилов. – Они видят, что там никого нет, а по сути все тихонько работают. Они не должны кувалдой бить, чтобы весь подъезд на ушах стоял.

У «Жилкомсервиса» – шесть субподрядчиков, и лишь две фирмы – из Магнитогорска. Остальные – приглашенные специалисты, в том числе из Челябинска.

– Обучить (специалистов, прим.ред), когда в таком темпе работаешь, уже невозможно, – добавляет Михаил Горбунов. – Такая география по сбору подрядчиков именно потому, что нам квалифицированные монтажники нужны. Вузов и учебных заведений нет. Лифтовик-монтажник хотя бы третьего разряда – огромный дефицит.

Причина №2: проверка безопасности

Журналист: Так кто виноват в задержках?

О.В. Данилов: Вины тут ничьей нет.

Журналист: Если человек живет не на втором этаже, вы хоть десять раз скажите, что вины в этом ничьей нет…

– Люди должны понимать: лифт – это 7 000 механизмов и узлов, которые надо в строго нормативном порядке установить, – отмечает Михаил Горбунов. – У нас отклонения направляющих допускаются в одну пятитысячную от вертикали. Это же все о безопасности людей говорит, прежде всего.

По словам Олега Данилова, демонтаж, монтаж, пусконаладочные работы (первая их часть, прим.ред. ) новых лифтов занимают более 45 дней – это предусмотрено договором с подрядчиком.

Из письменного ответа регионального оператора:

«Точкой отсчета является остановка старого лифта. При этом подрядная организация до этого момента должна произвести все необходимые подготовительные работы, а именно доставить на свой склад новые лифты от компании-производителя и подготовить их к монтажу».

Правда, после нескольких примеров адресов домов Олег Владимирович признается: да, бывают и накладки:

– Два месяца. Да, бывает. Но обычно 45 дней идет монтаж – демонтаж, пусконаладочные работы, и комиссии занимают недели две минимум. Лифтовые объекты – повышенной опасности, поэтому процедура приемки очень тщательная и долгая.

Всего комиссий три, плюс проверка Ростехнадзором, страхование лифта и передача в эксплуатацию, говорят в «Жилкомсервисе».

– Монтажники не хотят ехать, потому что у нас в регионе жесткие требования по качеству, – говорит Олег Данилов. – У нас три комиссии, если не брать Ростехнадзор.

Приемка у комиссий занимает недели. Как итог – месяцы хождений по лестницам, как по мукам.

– От наших контрольно надзорных органов есть только один человек – говорит Михаил Горбунов. – Мы выполняем объем, а комиссия по одному человеку идет. Это не от нас зависит.

Причина №3: лифт не светильник

Пока смонтированные лифты проходят проверку, некоторые доделываются, «Жилкомсервис» решает, что делать с 48 оставшимися подъемниками. Компания считает, что останавливать их сейчас и приступать к работам бессмысленно:

– Остальные лифты из 138-ми мы должны сдать к 20 декабря. Большинство успеем, по тем, что не успели, – 48 лифтов – мы написали управляющим компаниям письма с предложением: либо мы приступаем, и заходим на выходные, либо они просят нас перенести на 9 января.

– А почему не успеваете?

– Только из-за комиссий. Остается порядка 48 лифтов, к которым мы сейчас можем приступить. Но если приготовим их к 20-му декабря, а сдача комиссии займет больше трех недель, четыре стадии комиссии не успеют за неделю до нового года принять новые лифты.

– Лифт это не светильник. Мы работу выполнили, включили и ушли – нельзя так, – объясняет еще одну причину задержек Михаил Горбунов. – Лифт надзорный, пока до них еще эксплуатирующая организация доберется. Это все очень много времени занимает. А жильцы думают, что мы плохо работаем. Мы работаем, я считаю, отлично. Потому что я работал во многих регионах, вижу, как это происходит в Магнитогорске. По крайней мере, для Челябинской области Магнитогорск точно пример.

– Нельзя сказать, что у нас так все плохо, – заключает Олег Данилов. – Да, два месяца. Да, мы понимаем жителей. Но мы понимаем, что мы должны выполнить работу качественно, чтобы потом никаких проблем не было.

Сроки любят счет

Каждый считает по-своему: подрядчику главное успеть выполнить работы и успешно пройти приемку оборудования. Но после этого готовые к эксплуатации лифты надо успеть поставить на учет.

«Расчет срока выполнения работ по замене лифтового оборудования прописывается в пояснительной записке к проектно-сметной документации, выполненной проектной организацией, – письменно отвечают на вопросы в пресс-службе регионального оператора. – На основании этого расчета подрядная организация, выигравшая аукцион на строительно-монтажные работы по замене лифтового оборудования, составляет график производства работ, в котором четко прописаны даты начала и завершения каждой фазы технологического процесса по замене лифтов от подготовительных работ до декларирования лифта. В среднем, график производства работ охватывает около 115-ти дней».

Однако региональный оператор, как технический заказчик, считает лифт готовым к эксплуатации после подписания актов выполненных работ последней комиссией. Но для жильцов еще лифт не запущен.

«После приемки выполненных работ комиссией, для того чтобы осуществить фактический запуск лифта, следует в обязательном порядке оформить решение о вводе объекта в эксплуатацию после его монтажа в связи с заменой или модернизацией и на это тоже необходимо дополнительное время (до 15-ти дней), – поясняет регоператор. – Оформлением такого решения, согласно новым "Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 занимается Ростехнадзор».

В Ростехнадзор обращается «владелец объекта» – управляющая организация. Жилищники уведомляют надзорный орган о вводе лифта в эксплуатацию. На основании этого документа Ростехнадзор решает провести контрольный осмотр:

«Региональный оператор не обладает полномочиями по взаимодействию с Ростехнадзором, вследствие чего ускорить фактический ввод лифта в эксплуатацию не может».

Интересно, что в нескольких случаях комиссия не приняла лифты из-за актов вандализма. Об этом даже говорить не хочется: пока подрядчики и комиссии затягивают сроки, находятся еще и личности, ухудшившие и без того патовую ситуацию. Регоператор считает, что «в соответствии с заключенными контрактами, срок выполнения работ по замене лифтового оборудования – декабрь 2017 года, соответственно, говорить о несоблюдении сроков преждевременно».

Однако люди с этим не согласятся. Сказать, что Магнитка успешно справилась с первым крупным заказом на капремонт нельзя. С другой стороны, проверка безопасности новых лифтов необходима. Никому и в голову не придет подгонять рабочих, комиссии, если требования не соблюдены. Пока страдают только сроки. А узнать, пострадало ли качество, город сможет лишь со временем. Остается надеяться, что месяцы ожидания были не бесполезны, и такие задержки – гарантия безопасности пассажиров новых лифтов.

Кира БОНДАРЕВА / Служба новостей «МР» © Фото: Динара ВОРОНЦОВА
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg