Новости
15 февраля 2018, 00:36

«Несерьезный юбилей». Магнитогорский театр куклы и актера отметил 45-летие

Фото: Динара ВОРОНЦОВА

Магнитогорск. В соответствии с заявленной в названии юбилейного капустника несерьезностью празднование началось с «несерьезной» пресс-конференции. Но за всем происходившим очевидно просматривалась очень серьезная подготовка.

В исторической последовательности

В гости к театру-юбиляру съехались из разных городов России и даже из-за рубежа те, кто когда-то начинал его славную летопись. За одним столом собрались несколько живых театральных легенд, которые были очень рады видеть друг друга после многолетней разлуки.

Первой в помещении театрального музея «Закулисье» появилась, как это и было когда-то в истории «Буратино», его первый директор, «мать театра» Тамара Либерман . Заслуга Тамары Александровны – приезд в наш город Виктора Шраймана , первого главного режиссера «Буратино» и основателя его невероятной для того времени художественной системы. Нынешний художественный руководитель Нижегородского театра юного зрителя в строгом соответствии с историческим сценарием явился на пресс-конференцию вторым.

Долгожданными гостями встречи были первый актер «Буратино» Евгений Терлецкий , ныне ведущий актер израильского театра «Гешер», театральный критик Ольга Глазунова , знавшая «Буратино» с первых его самостоятельных шагов. Сейчас Ольга Леонидовна заведует кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России. Принял участие в юбилейных торжествах бывший завлит «Буратино» и бывший журналист «Магнитогорского рабочего», верный летописец театра, ныне обозреватель «Новой газеты» Владимир Мозговой .

С «людьми из прошлого» в одной компании был «человек из будущего», нынешний главный режиссер «Буратино» Сергей Ягодкин , которого не зря хвалит Виктор Шрайман: в театре благодаря этому человеку продолжают жить лучшие традиции. Вопреки «временам и нравам» «не прервалась золотая нить», по выражению Ольги Глазуновой. А Сергей Игоревич неоднократно в тот вечер говорил, что «Буратино» - театр, перевернувший его жизнь задолго до того, как он стал его главным режиссером.

«Рассказы о Евгении Терлецком как об актере и о личности привели меня в профессию», - признался Ягодкин.

Рождение феномена

Датой рождения театра принято считать 7 февраля 1973 года, когда состоялась премьера «Необыкновенных приключений Буратино и его друзей», где сразу в пяти ролях блистал Евгений Терлецкий. А впереди у него была череда ярких сценических образов, ставших высокими образцами актерского мастерства.

А Ольга Глазунова вспомнила далекий 1972 год, когда она впервые увидела здание театра - теперь уже бывшее, где соседствовали химчистка, прокат, кафе «Буратино», у входа в которое стояла какая-то паралитичная фигура этого персонажа, напугавшая критика…

Уже через несколько лет Ольга Глазунова услышала похвалу «Буратино» от челябинского врача, ехавшего с ней в поезде. Наш театр знали и ждали во многих городах Союза и в столице – он был одним из самобытных проявлений мощного культурного феномена, вошедшего в историю театрального искусства и научные диссертации под названием «феномен «уральской зоны». Но когда все рождалось, ни Шрайман, ни его единомышленники не задумывались о своем месте в искусстве и о продолжателях. Зачастую приходилось потом видеть и досадные «продолжения» в виде «стоптанных художественных тапочек» - механических повторов.

«Или к черту в зубы, или в партию…»

Откуда мог взяться в эпоху застоя новый театр? Сам Виктор Шрайман считает точкой отсчета поездку в Варшаву на международный театральный фестиваль, ставший для него потрясением.

«Этот фестиваль меня освободил, сбросил все цепи, я понял, что в театре с точки зрения средств выразительности можно все. Я приехал другим человеком, свободным», - вспоминает Виктор Львович.

«Как только мы стали смотреть на кукольный спектакль как на ручей в общем потоке театра, не отделенный никакой китайской стеной, - исчезли ограничения», - писал в 1980-х, пытаясь осмыслить особенности «уральской зоны», Шрайман. Однако нужна была и благодатная почва, чтобы проросли семена творческой свободы.

«Это были дети шестидесятых», - говорит о людях, создававших «Буратино», Владимир Мозговой.

А дети 1960-х – это, прежде всего, удивительная внутренняя раскрепощенность. В результате их деятельности в Магнитогорске появился совсем не тот театр, которого ожидал Минкульт.

«Министерство культуры ждало от нас театра кукол в чистом виде. А мы создавали театр синтеза, где использовались средства драматического, музыкального, пластического театров», - говорит Виктор Шрайман.

Конечно, определенное давление со стороны власти режиссер ощущал – прямых запретов не было, но поступали рекомендации из таких органов, с которыми спорить было нельзя. Это неудивительно, ведь, например, в спектакле «Слон» звучала такая реплика героя: «Или к черту в зубы, или в партию. Все равно не страшно помирать».

Режиссеры, представлявшие творческое содружество «уральской зоны», на первом зональном фестивале приняли своим девизом киплинговское «Мы одной крови». Виктор Шрайман, Роман Виндерман (Свердловск), Валерий Вольховский (Челябинск), Михаил Хусид (Челябинск, Тюмень, Оренбург) брали на себя смелость выражать посредством кукольного театра отнюдь не «детские» идеи.

В репертуар уральских театров вошла «нетеатральная» литература, в пространство самого кукольного спектакля вписались актеры, маски, предметы, шел поиск новых форм взаимодействия. В Тюмени, например, работал театр куклы, актера и предмета. Актер перестал быть просто кукловодом, на сцене стали возможными философские размышления о свободе и несвободе, о серьезном и игровом.

По мнению Владимира Мозгового, лучшим спектаклем, который «аккумулировал все», был «Дом, который построил Свифт». Он и стал «прощальным приветом» той художественной системы и творцов-шестидесятников, каждый из которых, расставшись с любимым детищем, получил звездное творческое «продолжение». Но все эти годы они продолжают с любовью вспоминать прошлое.

«"Буратино" дал мне смысл жизни», - эти слова, сказанные со сцены Виктором Шрайманом, дорогого стоят.

Пусть повторение прошлого невозможно, но дух той эпохи жив. Он ощущается в театре, а его средоточием стал замечательный театральный музей «Закулисье», где каждый зритель «Буратино» может познакомиться с экспонатами-свидетелями «золотого века».

Скульптурная композиция в подарок

Озорной и хулиганский дух «Буратино» царил на праздничном капустнике «Несерьезного юбилея». Звучали анекдоты из театральной реальности, не меньше положительных эмоций вызвали выступления актеров - лауреатов и дипломантов всероссийского конкурса актерской песни Александры Ягодкиной, Марии Меньшиковой, Ирины Барановской, Евгении Никитиной, Вадима Говорского и других артистов.

Свои поздравления и теплые слова театру адресовали заместитель главы города Александр Хохлов , помощник председателя городского Собрания Сергей Топорков , начальник городского управления культуры Александр Логинов, - все они признались, что на их души когда-то повлияли незабываемые спектакли «Буратино». Тамара Либерман озвучила поздравление в адрес театра от Министерства культуры Челябинской области, Ольга Глазунова – от Союза театральных деятелей России. Одним из «гвоздей» программы стало поэтическое поздравление Евгения Терлецкого.

В честь юбилея многие сотрудники и артисты театра были удостоены почетных грамот и благодарностей главы Магнитогорска, министерства культуры Челябинской области, Союза театральных деятелей России, МГСД, управления культуры администрации Магнитогорска, городского комитета профсоюза работников культуры.

Театр принял в этот вечер немало подарков – наверняка по сердцу буратиновцам пришлись творческие приношения от коллег по цеху, памятный альбом с фотографиями и газетными рецензиями от Тамары Либерман, книга знаменитого критика Хенрика Юрковского от Ольги Глазуновой и многое другое. А самым грандиозным стал, наверное, подарок от города - скульптурная композиция «Буратино», которую скоро установят перед зданием театра. Она наверняка гораздо точнее отразит дух учреждения, чем тот Буратино, что пугал своим видом первых зрителей 1970-х.

Елена КУКЛИНА / Служба новостей «МР» © Фото: Динара ВОРОНЦОВА
comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg